Обложка :|| головная страница сайта

Фотографии :|| многочисленные снимки концертов и поездок Чижа

Статьи :|| занимательное чтение о творчестве Чиж&Co, интервью

Общение :|| Средства связи с единомышленниками в сети

События :|| календарь интересных акций: концерты, телепрограммы и пр.

Песни :|| тексты и аккорды всех композициий группы Чиж&Co

Фан-клуб :|| персоналии посетителей сайта с адресами




Всё о легендах Русского Рока
Hosted by ARTSTYLE
ЧИЖ: Я С ДЕТСТВА ВРАЩАЛСЯ СРЕДИ ХИПАНОВ

Чиж: ...Я думаю, что интерес именно к музыке появился тогда же, с детства. Лет; ну не то чтобы с восьми, но с десяти, с двенадцати где-то я уже вовсю "битлов" слушал. Проживал я тогда в городе Дзержинске Горьковской области. А к музыке я через старшего брата пришел. Он пел всякие "битловские" штучки, а я слушал. Поначалу. А потом на аккордеоне заиграл.

С. Лосева: Он сам писал песни?

Чиж: Кто? Вовка? Нет, не писал. Пел "битлов", "роллингов". А я внимал, жадно, уши развесив.

С. Л.: А учился где-нибудь?

Чиж: Да, в музыкальной школе, по классу аккордеона. Потом в музыкальном училище то же самое - класс аккордеона и дирижер оркестра русских народных инструментов. А играть я, наверное, в классе шестом начал, на гитаре тренькал... На трех аккордах, потом на четырех. Ходил подсматривал у брата.

С. Л.: Чиж, а что раньше - начал играть с кем-то или песни сам писать?

Чиж: Сначала я все же начал играть. Первый раз я на людях сыграл где-то в году 74-м или 75-м. Играл на гитаре в ансамбле, где старший брат играл. И это была свадьба. А первой песней, которую я сыграл на людях, была песня Градского "Синий Лес". Помнишь такую? Шикарная была песня. А потом уже на танцах стал играть вместе с братом.

С. Л.: Он был "хиппи"?

Чиж: Да. По тем временам. Я-то тогда еще маленький был, а все музыканты такие, типа Коли Корзинина. То есть они начинали еще в те годы. "Хипаны", в хорошем смысле этого слова. И я как-то среди них вращался. И так случилось, что я с детства просто пропитался этими идеями. И до сих пор я чувствую, что у меня и в музыке проходит все время такой настрой, как я себе представляю, который был среди молодежи где-нибудь у них во времена Вудстока. Мир, дружба, любовь.

С. Л.: То есть ты все это именно так себе представляешь? Круто!

Чиж: Да, так. Мне очень хочется в это верить, по крайней мере, что это было так.

С. Л.: А как развивались события дальше?

Чиж: А дальше я переиграл во многих Дзержинских группах. Даже в ресторане. Тогда там другую музыку играли. Не было этой ужасной попсы. Играли мы то, что нам нравилось. Например, URIAH HEEP практически весь переиграли.

С. Л.: Пришел из армии ...

Чиж: А пришел из армии и пошел работать в школу, общеобразовательную.

С. Л.: Слушай, у тебя же просто все в творчестве отображено...

Чиж: Да. А как же (смеется).

С. Л.: Ну-ну, а дальше?

Чиж: Я где-то полгода в школе отработал. В то время я уже довольно заметным лицом являлся, но только среди музыкантов, а так-то никто не знал, конечно. Ну, а раз из армии пришел новый человек и играет вполне прилично - давай команду сколачивать. Гитарист нашел меня, потом мы нашли басиста и барабанщика. Появилась ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. Это было в начале 1986-го. Сделали первую программу, в стиле хард-рок. Местные критики нас окрестили "металлистами'. А на "хэви-металл" тогда мода в пике была. И молодежь на нас прикололась. Ну, один черт, все равно "металл" мы как-то играть не стали.

С. Л.: Группа играла твои песни?

Чиж: Нет, там было всего две мои песни за всю историю команды. Писал басист, а аранжировки делали все вместе. Потом поехали в Горький на фест. И там, я сейчас уже не помню, но какое-то из призовых мест заняли. И нас стали приглашать во всякие города. В Ижевск ездили вместе с АГАТОЙ КРИСТИ, мы там на уши всех "металлистов" поставили. Потом еще куда-то ездили... Я в Горьком первый раз харьковских "гэпэдэшников" услышал. У меня приятель был из Харькова. На фестивале я его спрашиваю: "Кого привез?" Он говорит: "ГПД". Я: "А что играют-то?" А он: "Панки, типа того...". Ну, я пошел панков послушать. Послушал, и просто ошизел...

С. Л.: Да ты никак тут учился?

Чиж: Да. В Ленинградском институте им. Соратницы.

С. Л.: А какой факультет, отделение?

Чиж: КПР, культ-просвет работы. Отделение - народные инструменты. Там я играл на аккордеоне, на балалайке, на домре, на ударных...

С. Л.: Чиж, ведь признайся, ты не умеешь играть разве что на арфе?

Чиж: Да, не умею. Еще не умею играть на духовых.

С. Л.: Значит, все-таки некоторый простор для совершенствования есть. А ты ЛГИК закончил?

Чиж: Да, сначала я учился на дневном, а после армии перевелся на заочное. И как только я получил диплом, улетел на фест в Харьков, а ребята подъехали из Горького. Там, на фестивале, меня харьковчане и пригласили. Говорят: "Приходи".

С. Л.: Да, "приходи" из Горького в Харьков, совсем типа рядом...

Чиж: Я взял сумку, и Олька взяла сумку, и мы "пошли". А ничего больше не было и нет. Прилетели, и на второй день начали репетировать.

С. Л.: А вопросы быта как решились?

Чиж: Как-то решились. Поначалу все было прекрасно, а потом, может просто полоса неудач началась... У меня это в песнях тоже отражено.

С. Лосева: Давай немного о творчестве поговорим. Ощущаешь ли ты какой-нибудь приоритет музыки либо стихов? Как песни появляются? Если не хочешь, не отвечай.

Чиж: Нет, не чувствую. Все появляется одновременно. Причем я даже за гитару боюсь садиться, пока не напишу всю вещь. Потому что какой-то реальный звук может все обломать. В голове звучит, я все себе представляю...

С. Л.: Ты никогда не задавался вопросом, сколько примерно песен ты написал?

Чиж: Я думаю, где-то около ста.

С. Л.: А всегда хватало денег от концертов, или все же приходилось подрабатывать?

Чиж: Приходилось, конечно. Опять же по свадьбам. Правда, я уже не проявлял никакой активности, как в ранней молодости. Да и свадьбы уже совершенно не те. Стою себе тихонечко с гитарой или басом в сторонке...

С. Л.: Остальные музыканты кто?

Чиж: Сначала просто разные Харьковские, а потом начал работать с семьей Карапетовых. Они цыгане. А попал я к ним так: один корифей свадебного искусства звонит другому и говорит: "Здравствуй, Леня! Мне нужен толковый гитарист, у тебя нет?" Тот отвечает: "Есть, отчего же..." Первый: "А дай мне его на пару свадеб, потом верну". Проходит неделя, первый звонит второму и говорит: "Знаешь, пожалуй, я его себе оставлю. Я ему больше платить буду". Вот и все.

С. Л.: А интересно с цыганами работать, общаться?

Чиж: Интересно. Музыка совсем другая. Меня цепляет такая музыка, очень живая, с драйвом.

С. Л.: Да, тут не поспоришь, цыгане без драйва - это не цыгане. Расскажи про цыган еще. А то многие видят их только в кино, да на улицах...

Чиж: Главное, они все прививают детям с раннего возраста. Танцевальные дела свои, музыку, песни. Они вообще мне здорово помогли. А хорошо я чувствую себя на цыганской свадьбе до полуночи где-то, а потом уже как-то не в кайф становится, устаешь. И думаешь: "Скорее бы все закончилось". Она заканчивается, домой приходишь и с отчаяния пишешь песню какую-нибудь. Я так написал "Ша-ла-ла", "Мышку". "Поход" я написал перед свадьбой, мне не хотелось ужасно идти. Так и написал.

С. Л.: Так вот ты как их пишешь...

Чиж: Да, так вот и пишу (смеется).

С. Л.: У вас в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ все пишут песни, чьи тебе наиболее близки?

Чиж: Ну, процентов 90, даже 99 у Чернецкого мне нравятся. Некоторые песни не то, что не нравятся, но просто не цепляют меня. У Пашки мне нравится все. А у Клима их пока, к сожалению, мало, чтоб об этом говорить.

С. Л.: А когда ГПД стала РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ?

Чиж: РАЗНЫЕ ЛЮДИ - это самое первое название. Чернецкий, Паша и Костя Костенко, музыкант из харьковской группы КУ-КУ. Потом пришли Клим, клавишник и барабанщик, и стало все это называться ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. А потом из-за каких-то разногласий ушел менеджер - Игорь Сенькин и клавишник с барабанщиком. Паша решил вернуться к старому названию. Когда я к ним приехал, они уже играли вчетвером и назывались РАЗНЫЕ ЛЮДИ.

С. Л.: И про это у тебя есть песня ...

Чиж: А как же!

С. Л.: А лидеры кто?

Чиж: А лидеры у нас все, если по музыке. А фронтмэном, наверное, все-таки Чернецкий является. Мне так кажется.

С. Л.: А в чем причина возникновения сольных проектов? Ведь есть группа и очень хорошая.

Чиж: Если не считать сольного акустического альбома, который был записан еще в 88-м году, то мне интересно показалось в Питере, когда мы приехали к Чернецкому, и он нас пригласил на запись сольного альбома. На барабанах был тогда Коля Корзинин. Я не представлял себе, как я буду играть с другим барабанщиком. Корзинин как заиграл - я был просто поражен. И тогда же мне показалось очень интересным поиграть с другими музыкантами. Ну, подумал, подумал, и все. А тут Игорь Березовец позвал к себе на день рождения, и они с Бурлакой начали меня вдвоем обрабатывать: давай, сольник пиши. Я не знал, удобно ли это будет по отношению к группе. А Чернецкий говорит: "Что тут раздумывать. Езжай, пиши. Жизнь проходит, надо что-то достойное сделать". И я решился на это дело. Корзинина сразу на барабаны, первым делом. А на бас - Березового Сергея - это супер бас-гитарист.

С. Л.: А чем определялся выбор музыкантов в принципе?

Чиж: Пожалуй, это были люди, с которыми я бы хотел играть в джеме каком-нибудь. Многих я уже знал по предыдущим гастролям. С Воропаевым мы уже в Питере играли сейшн.

С. Л.: А когда ты познакомился с БГ, Шевчуком?

Чиж: В Минске в 1991, на фестивале. Мы там были с Чернецким Сашей. Обратились к ним за помощью. Они сильно помогли нам - провести акцию по сбору денег на Сашино лечение. Там уже как-то ближе пообщались. А потом мы вместе с БГ-бэндом ездили на Соловки и в Архангельск. Позже он, БГ, пригласил нас с собой в турне по Сибири.

С. Л.: А что, собственно, с этим проектом сбора денег на лечение Чернецкого? Говорили-говорили, и вдруг все затихло...

Чиж: Сделали Сашке две операции. Сейчас уже сам на репетиции ездит.

С. Л.: А что происходит с музыкой в Харькове?

Чиж: Я там очень мало хожу на концерты. Время от времени проводится что-то. Сережа Мясоедов проводит "Новую сцену", слышал, что довольно регулярно. Это как бы наш индепендент, но у них такое направление, что в основную тусовку они не вписываются. А так сильная блюзовая группа ДОЖДЬ. По последним данным, самые интересные ДОЖДЬ и РАЗНЫЕ ЛЮДИ, мы то есть. Но мы в Харькове практически не выступаем...

С. Л.: А чем ты занимаешься в свободное время? Свободное от репетиций, концертов, свадеб, гастролей...

Чиж: Дома сижу, вожусь с дочкой, она у меня совсем маленькая, полгодика пока. Посуду мою, да мало ли дома дел. Музыку слушаю, читаю.

С. Л.: Что читаешь? Вообще, какие писатели тебе нравятся?

Чиж: Любимые - Черный, Бабель. Очень понравился "1984".

С. Л.: А живопись?

Чиж: Очень нравится Ван Гог. Ограничусь одним именем. Просто очень сильно понравился.

С. Л.: Пристрастия в музыке?

Чиж: THE BEATLES, конечно. THE ROLLING STONES, THE DOORS. Очень люблю Клэптона. Том Уэйтс нравится. А из наших - еще с 1982 года Гребенщикова слушал, Шевчука. СТРАННЫЕ ИГРЫ мне очень нравились. Когда НОЛЬ первый раз услышал, очень обрадовался. Да и потом все время нравился, и сейчас нравится. АЛИСА. БлокАду очень люблю.

С. Л.: Взаимно. Хотя она самая непричесанная. Ван Гог, можно сказать.

Чиж: Отечество Иллюзий нравился, но очень короткое время. Очень нравится ХРОНОП, Полковник. Еще была такая группа в Харькове - ТИХИЙ УГОЛОК. Сейчас ее нет, а остался человек такой - Сергей Кочерга. Все его творчество мне очень нравится. Это просто труба. Я даже чувствую, что он как-то на меня влияет. Стих, подача, имидж-очень сильно, по-моему.

С. Л.: А какова будет судьба альбома, который ты сейчас записал? Впечатление от музыкантов?

Чиж: Обалденно. Мне было очень интересно. А с альбомом что будет? Бурлака сказал, что выпустит. Моя-то, собственно, работа закончена.

С. Л.: Вернешься в Харьков, что будешь делать? Репетировать? Вообще, это принято в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ - ходить на репетиции?

Чиж: Когда все было нормально, мы репетировали по три раза в неделю. Но в последнее время у нас долго не было помещения для репетиций. Только недавно мы купили репетиционный аппарат, нашли помещение. Сейчас начнется. У Сашки очень много материала накопилось. Теперь будем вот его делать. А я пока отдохну. Буду просто играть!

С. Л.: Ну, не знаю, почему это тебя так радует.

Чиж: Это же просто классно - не петь, просто играть. Отдых!

С. Л.: А как ты относишься к тому, что раньше называли излишествами, ну там алкоголь и т. д.?

Чиж: Алкоголь я не очень люблю. Пиво - это алкоголь? Вот его я люблю. Водку не люблю. Покурить не откажусь.

С. Л.: А кто ты по происхождению?

Чиж: Русский.

С. Л.: Я имею в виду сословие, что ли.

Чиж: Папа - рабочий, мама - тоже. Так что - рабочие... Рабочая интеллигенция, вот.

С. Л.: Ну что ж, спасибо за беседу. Пожелаю удачи и скорейшего выхода альбома как тебе, так, собственно, и всем нам. Удачи!

Светлана Лосева, 17.05.1993. Охта, Санкт-Петербург.
Прислала - Иринка.