Обложка :|| головная страница сайта

Фотографии :|| многочисленные снимки концертов и поездок Чижа

Статьи :|| занимательное чтение о творчестве Чиж&Co, интервью

Общение :|| Средства связи с единомышленниками в сети

События :|| календарь интересных акций: концерты, телепрограммы и пр.

Песни :|| тексты и аккорды всех композициий группы Чиж&Co

Фан-клуб :|| персоналии посетителей сайта с адресами




Всё о легендах Русского Рока
Hosted by ARTSTYLE
КРИТИКА НААЙДНОМ БУДУ!"

Журнал “Молоток”

Давненько не было ничего слышно о Чиже. А он жив, здоров. Ожидается появление сольного альбома во всех смыслах этого слова. Угрожающее название "Гайдном буду" на поверку не так уж страшно. Сергей решился на эксперимент, - и он певцу удался. Начать с того, что все 10 песен с "гайднского альбома" написаны отнюдь не классиком, а самим Чиграковым. На этот раз музыкант обошелся без любимых кавер-версий и ни разу не прибег к творческой помощи друзей. Это во-первых. Во-вторых, все вокально-инструментальные партии Чиж записывал самостоятельно. В-третьих, все песни, вошедшие в диск, новые, свежие, написанные буквально в последние месяцы. На вопрос, а чем же вы занимались в течение трех лет, Чиграков спокойно пожимает плечами: "Матерные стишки писал, пока второе дыхание не открылось". Во "второе дыхание" по имени "Гайдном буду" из известных и исполняемых на концертах войдут лишь три песни: "Пастораль" (одноименный диск "главных песен" вышел этой весной на Real Records, но для сольного диска песня перезаписана), "18 берёз" и "Танец дамской разведки”. Так выглядит Гайдн 2001.



"Комсомольская правда"

Чиж помнит твои руки, стянувшие брюки. Карьера Чижа представляла собой стремительное безостановочное пике. Первые два альбома были близки к гениальности (вообще нехорошо употреблять в заметках такие слова, но в данном случае можно), на следующих дисках можно было откопать по несколько неплохих песен, на последней пластинке не было уже ничего хорошего. Свежайший альбом артиста порождает ощущение, что пике закончилось, бомбардировщик врезался в землю и горит синим пламенем. Пилот каким-то чудом еще дышит и даже издает звуки, но это мало что добавляет к общей картине катастрофы.

Где печаль, которая рвала душу мне, грешному, пять лет назад, когда я слушал “Перекресток”, “Мышку”, “Доброе утро”, “Она не вышла замуж” и прочие чижовские шедевры? Где это настроение, которое я до сих пор не могу описать словами, - настроение, за которое завороженный слушатель готов простить автору песни любые стилистические огрехи? Где алхимический дар смешивать мелодии и ритмы зарубежной эстрады с русской душевностью? Все выветрилось. А ничего нового Чиж не придумывает. Кажется, что он пытается обдурить меня и всех остальных, пытаясь повторять пройденное и заново выехать на испытанных приемах. Но и грустное буги, и извечный ля-минор ныне вызывают у слушателя только тоскливый зевок.

Мелодии? Ни одной хотя бы просто запоминающейся на диске нет. Стихи же такие, что ДеЦл начинает казаться солнцем русской поэзии. “Я не забуду твои ноги, топтавшие мои дороги, и я помню твои руки, помогавшие стянуть с меня брюки” или еще круче: “Последний гондон - как последний патрон”. Ощущение, будто похмельный дядя вышел в подъезд погреться на солнышке, что-то себе бормочет под нос, жалуясь пустоте на жизнь и аккомпанируя на гитарке. Можно пожалеть его - вот, когда-то был хорошим певцом, можно понадеяться: вдруг случится чудо, и он снова обретет форму. А можно просто ускорить шаг и пройти мимо.

(Денис Корсаков)



www.nepopsa.ru/

У альбома замечательное название. И чем вам, простите, Чиж не Гайдн? Для справки: Гайдн Франц Йозеф, один из основоположников `венской классическиой школы`. Говоря проще, великий композитор. Конечно, определение `композитор` применительно к рок-музыканту звучит как-то уж слишком коряво. Есть, однако, другое хорошее слово - мелодист. И, всякий раз вызывая издевательски-сочувствующие взгляды и реплики окружающих, я всю свою сознательную `жизнь в музыке` настаивал на том, что Чиж - возможно, главный в отечественном роке мелодист. Под чем незамедлительно подпишусь и теперь. Впрочем, всенародную любовь он заслужил не столько блестящими своими мелодиями, сколько блюз-роковыми гимнами, которые условно делятся на две категории: `типа Hoochie-Coochie Man` и `типа Перекрестка`. На долгожданном новом (ко всему, еще и сольном) диске Чижа имеются шлягеры обоих типов. `День рожденья`, `Не ко мне` - первого. `Танец дамской разведки`, заглавный блюз на все времена - второго. Плюс неожиданно выбившийся в хиты (сами знаете, кого за это благодарить) `Менуэт`. Плюс неизбежный `Романс` - вспомним `Динамовский вальс` и `Я позвонил вам с телефона-автомата`, умолчав про бурную юность Серёжи Чигракова в Дзержинске и Харькове. Не обошлось без фирменной (т.е. без обязательного для других надрыва, а скорее с легкого бодуна) лирики - `18 берез` и `Пастораль` - и фирменного же активного использования `дворовой` лексики - типа `блин`, `гондон`, `запарка` и `на шару`.

Точка в альбоме поставлена более чем символичная - последние строчки последней песни (`А я как раз тут что-то нацарапал / Значит, будет кому обосрать`) эти самые точки расставляют там, где требуется, и красноречиво упреждают всю возможную критику. Но даже у давнего поклонника Чижа как минимум два повода для критики все же найдутся.

Первый. В группе Чижа играют очень неплохие музыканты. Несмотря на все свои таланты мультиинструменталиста, он вполне мог бы предоставить `область для вторжения` если не guest stars, то хотя бы находящимся `под боком` Владимирову и Баринову. В глубине и сочности звучания новый диск альбомам группы `Чиж & Ко` проигрывает.

Второй. Похоже на то, что с выпуском этой пластинки Чиж попросту поторопился. Об этом свидетельствуют и количество треков (всего 10), и один из них - особенно (инструментал `17.04.2001` - попробуйте распознать природу названия), и контракт с `Мистерией звука` - самой мобильной в стране рекорд-компанией, никогда не тянущей кота за яйца. Между тем, добрая половина изданного материала годится для сингловых b-sides, но едва ли может дать повод говорить о `триумфальном возвращении легендарного музыканта`. С другой стороны, раньше с этим все было гораздо проще. Для очередного релиза хватало трех-четырех новых песен, трек-лист добивался не потерявшими в актуальности за … лет древностями, и вот уже готов альбом - даром что ли их у Чижа (с компанией и без) полтора десятка?

Но на последнем абзаце заострите особое внимание. Здесь все песни действительно новые. Написанные за последние - не поверите - не годы, но месяцы. И в момент отданные на строгий суд поклонников и критиков, что `не заставят себя ждать`. Для меня все это - один большой повод порадоваться, что хоть для кого-то из так называемых звезд законы пресловутого шоу-бизнеса не имеют ценности. Для того, кому искренне побоку обсуждение его творчества. Для немолодого уже романтика, по-прежнему не стыдящегося `песен ни о чем`. Спасибо ему за это.

(Сергей Степанов aka Sgt)



www.rockmusic.ru/

Новый чиграковский альбом имеет конкретно-вызывающее название - "Гайдном буду!". Чиграков решительно отказался от помощи своих со-товарищей и решил всё изобразить сам - от и до... Что удивительно, обычно присутствовавшая на всех записях и очень характерная для Чижа, грязь - здесь отсутствует Юра Морозов (да, да, тот самый - помните, я писал о нём?) технически справился со своей работой безупречно. (Всё-таки, "Мелодия", хоть и питерская!) Но... на этом перечисление достоинств компакта можно смело закончить...

Я честно прослушал CD три раза подряд, но так ничего и не понял... Судя по названию, С.Ч., видимо, и впрямь отважился встать на одну ступень с великим композитором. Только, вот силёнок оказалось маловато... Альбом искренне тянет разве что на подъездно-лирический рок. Тексты настолько слабы, а мелодии - скучны и повторяемы, что даже не хочется терять время зря на прослушивание...

Наличие крутой полиграфической книжки с текстами и присутствие в оформлении откровенно-грудастых (причём, далеко не симпатичных) девочек, смело показывающих свои интересности не спасает Истязав свои уши в течении двух часов непрерывного прослушивания, я вдруг поймал себя на мысли, что Чиж и впрямь очень сильно стал напоминать, нет не Гайдна , а Юру Морозова - вроде технически и придраться не к чему, а что толку?... Можно, было не играть и не петь - мы бы при этом ничего не потеряли... (Но, как говаривал прикольный персонаж из мультика "Падал прошлогодний снег...": "Кто тут крайний в цари? Никого? Тогда, я - первый!..." ) Конечно, приятно занять очередь за Гайдном в искреннем желании стать композитором. Но только себя обмануть легче всего - других не получиться...

Впрочем, чуть-чуть похвалю Чижа - одна песня мне понравилась, я её себе переписал. Называется "Гав-Гав-Гав" (на диске она десятая, последняя). Очень там всё правильно сказано: "А я как раз тут чё-то нацарапал Значит, будет кому обосрать..."

          запись - * * * * *
     сведение - * * * * *
оформление - * * * * *
содержание - * * *

(Алексей Карамышев)



PLAY (№9, 2001)

На фоне всего нашего доморощенного рока Сергей Чиграков по прозвищу "Чиж" выглядет иностранцем. Судите сами. Он пропитан блюзом - как американец, основателен и педантичен (владеет многими инструментами, почти по всем имея профессиональную подготовку) - как немец, ироничен - как англичанин. Единствененое, что выдает в нем русского человека - это его отвращение к фальши, позе и деланности.

Ни в одной песне этого музыканта вы не найдете высосанных из пальца образов, умозрительных выводов, "навзрыда" и "надрыва". Нет у Чижа и внешней "красивости" в угоду моде. При всем при этом любая чижовская работа — абсолютно законченная и логичная вещь. Новый альбом "Гайдном буду" записан самим Чижом целиком и полностью. Чиж не только написал всю музыку и тексты, но и сыграл на всех инструментах. Это опасный путь, так как музыканты-мультиинструменталисты часто рискуют увязнуть в собственных идеях, не могут взглянуть на свою работу со стороны, и, в конце концов, получается однообразный альбом, интересный лишь им самим. С Чижом такого не произошло. С первых же тактов слушателя охватывает ощушение легкости — до такой степени прозрачен и внятен материал, который варьируется от романсов и блюзов до инструментальных фортепианных композиций. И хотя это, в сущности, тот же самый Чиж, которого все давно и хорошо знают, нет никакого резона говорить о самоповторах. Просто человеку "так пишется", он честен и не занимается сомнительным экспериментаторством.

"Гайдном буду" несколько напоминает первую сольную работу Чижа. Тот первый диск был также записан мной практически в одиночку, в отличие от более поздних работ— "Перекрестка" или "Полонеза", сделанных уже группой", — говорит Сергей. Группа "Чиж и Компания" отнюдь не является аккомпанирующим составом для "легендарного деспота" — скорее напротив, музыканты "Компании" командуют своим фронтменом. "Я пишу песни, показываю их ребятам, и у них рождаются идеи, как эти песни воплотить наилучшим образом. Они приходят в студию и говорят: "Так, вот здесь так сыграй, а здесь по-другому". И я слушаюсь! Кроме того, ребята вольны играть, как считают нужным".

На музыкантов школа Чижа оказывает положительное влияние. Так, гитарист "Компании" Михаил Владимиров записал сольный альбом "Размах крыльев". В качестве сессионного клавишника не нем выступил... тот же Чиж, оценивший запись как "честную работу со своими плюсами и минусами". "Честность", похоже, главная составляющая творчества для Чигракова, прекрасно чувствующего фальшь: "Достаточно недолго побыть в студии, где идет запись, чтобы понять, честная это музыка, или придуманная, высосанная из пальца". По Чижу честность в рок-н-ролле — это, прежде всего, драйв. "На днях я слышал питерскую группу "Оса", которая играет своего рода городское кантри. У них ужасный вокалист, он совершенно не владеет голосом. Кроме того, его тембр удивительно противен. Все, кому я ни показываю эту запись, плюются во все стороны. А мне нравится, потому что это живо и честно".

Чиж вообще законченный меломан, способный оценить какую угодно идею: "Мне нравится Marylin Manson. Они, конечно, музыканты так себе, да и шоу у них так себе. Но в целом это создает ощущение такого... раздолбайства! Приятного разделбайства". Странно, конечно, слышать о "раздолбайстве" от этого-то парня — перфекциониста в музыке. Но надо помнить, что в текстах он — абсолютно оторванный "чувак", который по-прежнему с удовольствием живописует пейзажи из серии "утро после пьянки". И не только их — тематика песен очень раэно-бразна; Чиж, как хороший писатель, может рассказывать о чем угодно, но в результате — о времени и о себе, благо его своеобразный вокал как нельзя лучше для этого подходит. Все тексты — это особый мир и особый миф. Лирический герой обладает позитивным философским взглядом на время, не впадая в истерику по поводу настоящего, не идеализируя прошлое и не страшась будущего. Будь что будет, ибо все закономерно. Это естественно для молодости. И уж тем более нет в творчестве Чижа столь свойственного русскому року упаднического "жизнь прошла". Напротив — „Солнце встает / становится теплее / хочется жить вечно / да где-то прогадал...".

Заглавная песня нового диска "Гайдном буду" (название — просто оговорка, из которой сочинился целый блюз) — это история одной "ячейки общества", студенческого романа, выродившегося в постылую семейную жизнь с пьянством, руганью и метафоричным абсурдом, "А помнишь, как твой папаша спал с ТТ под подушкой / угадай, кто у него был на мушке?.." Но даже эта гадость жизни — не антитеза прекрасной любви. Просто... так бывает. Мы через это прошли, и не стоит поганить прошлое. Которое, "Гайдном буду — не забуду!.." Также не стоит ни с кем спорить. Потому что "...новый критик не заставит себя ждать / а я как раз тут чо-то нацарапал / значит будет, кому обо...ать".

(Александр Беляев)


Прислала - Иринка.